КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ (часть 2)

Мы продолжаем наш разговор о том, как научиться быть самим собой. Однако во второй части я предлагаю вашему вниманию не только упражнения на то, чтобы лучше узнать себя, но и вполне прикладные практические упражнения, позволяющие начать движение вперёд и изменить свою жизнь к лучшему.

Я называю эту серию – трансформационные упражнения.

Упражнение 4. Чувства: музыка и настроение

Цель упражнения: лучше понимать и уметь описывать, что вы чувствуете, а также потренироваться в навыке гибко менять настроение. Вам потребуется доступ к фонотеке (СD, MP3 и т.д.) и звуковоспроизводящее устройство. Упражнение занимает 30 минут плюс время на подбор музыки, необходимой для его выполнения.

Порядок выполнения:

• Подумайте о том, три каких музыкальных отрывка, отражающих ваше настроение здесь и сейчас, и отберите их. Жанр может быть любым – от классики до рэпа. Это может быть инструментальная пьеса или песня со словами.

• А теперь отберите три других композиции, соответствующих настроению, которое вы хотели бы у себя создать. Определить три новых вещи может быть достаточно сложно, потому что когда вы в плохом настроении, думать о хорошей музыке достаточно сложно (это называется память, конгруэнтная настроению).

• Наконец, найдите одну композицию, которую вы не только не собирались слушать, но которая вообще не ассоциируется у вас ни с каким настроением.

• Загрузите для прослушивания сначала три композиции, которые соответствуют вашему настроению здесь и сейчас, потом одну нейтральную композицию и, наконец, три композиции, соответствующие настроению, которое вы хотели бы создать.

• Включите воспроизведение и закройте глаза. Когда будут играть три первых композиции, соответствующие вашему настроению здесь и сейчас, постарайтесь полностью погрузиться в ваши переживания. Когда будут играть три последние, представьте, какое настроение они создают и постарайтесь войти в это новое настроение.

• Когда все композиции отзвучат, обратитесь к своему текущему настроению. Насколько вам удалось перейти от того, что было первоначально, к тому, которое вы желали создать?

Музыка – мощный регулятор настроения. Экспериментируя с вашей фонотекой, вы можете найти произведения, которые работают для вас лучше всего. Ключ в том, чтобы каждый раз начинать с музыки, соответствующей вашему текущему настроению, и переходить к музыке, соответствующей новому настроению, которое вы хотите создать. Если вы начнёте слушать весёлую музыку, когда вы в плохом настроении, эффект может быть противоположным и вы ещё глубже погрузитесь в тоску. Ещё раз, трюк в том, чтобы начать с музыки, соответствующей текущему настроению, и поэтапно переходить к другой. Позже вы сможете использовать всего лишь три композиции: первую «актуальную» для начала и через нейтральную создавать с помощью третьей желаемое настроение.

Упражнение 5. Неудовлетворённость: описать, что не так.

Цель упражнения: научиться говорить о той составляющей вашей жизни, которая вас не удовлетворяет, а также осознавать это чувство неудовлетворённости. Важно отметить, что упражнение необходимо делать по частям в течение трёх дней подряд в одно и то же время. Не стоит начинать упражнение, если вы не сможете уделить ему по 15 минут в течение 3-х дней. Вам потребуется разлинованные листы бумаги, ручка или компьютерная программа-редактор, а также таймер или секундомер. Упражнение называется «эмоциональное письмо». Оно было протестировано на тысячах людей и показало благотворный эффект как для физического, так и для ментального здоровья.

Порядок выполнения: найдите спокойное тихое место, где вас никто не будет беспокоить. Поставьте таймер на 15 минут и начните писать, руководствуясь следующими инструкциями:

В следующие три дня пишите о ваших самых тайных мыслях и чувствах, касающихся очень важных проблем, которые мешают вам жить спокойно. В процессе письма не сдерживайте себя и описывайте ваши самые-самые глубинные переживания и мысли. Вы можете увязать ваше сочинение с другими людьми, включая родителей, любимых, друзей или родственников; из прошлого, из настоящего или из будущего; из того, кем вы были, кто вы есть или кем хотите стать. Вы можете каждый день развивать одну и ту же тему или каждый раз выбирать новую. Ваш текст должен быть строго конфиденциален. Никому его не показывайте. Не думайте о правописании, структуре предложений или грамматике. Есть единственное правило: после того, как вы начали писать, не останавливайтесь, пока не закончится отведённое время.

Как только вы закончите писать в первый и во второй день, отложите написанное, не перечитывая. Не следующий день снова пишите, не заглядывая в текст, написанный накануне. Ценность этого упражнения как раз заключается в том, чтобы писать «здесь и сейчас». Для того, чтобы был положительный результат, вам не надо перечитывать то, что вы написали вчера. Всегда оставайтесь «в моменте». Что нового вы узнали о себе?

Упражнение 6. Неудовлетворённость: история о преображении.

Цель упражнения: научиться говорить о той составляющей вашей жизни, которая вас не удовлетворяет, а также находить способы, как облегчить это состояние. Вам потребуется разлинованные листы бумаги, ручка или компьютерная программа-редактор, а также таймер или секундомер. Важно отметить, что упражнение может потребовать больше одной сессии. При этом главное условие – если вы начали его делать, то обязательно доведите до конца. Планируйте около 20 минут на каждую сессию.

Порядок выполнения: найдите спокойное тихое место, где вас никто не будет беспокоить. Поставьте таймер на 20 минут. Ваша задача – написать законченный рассказ с определённым сюжетом (фабулой) и характерными персонажами.

Начните писать, руководствуясь следующими инструкциями:

Основной персонаж вашего рассказа должен чувствовать такую же неудовлетворённость, которую чувствуете вы. Вам необходимо в деталях описать сам персонаж и его чувство.

Сюжет рассказа – это история о том, как ваш герой изменяет свою жизнь таким образом, чтобы значительно облегчить чувство неудовлетворённости. События, описанные в рассказе, должны быть реалистичными: избегайте писать о том, как вашего героя спасает Супермен, рыцарь в сияющих доспехах или он улетает в космос на звездолёте! Главный герой должен своими руками построить мост между «беспросветным настоящим и светлым будущем». На этом пути характер персонажа должен развиваться, т.е. герой рассказа должен пережить ощущение, что что-то в нём изменилось и это помогает ему обрести новый смысл жизни. Историю можно излагать как от первого, так и от третьего лица.

Заставьте себя дописать рассказ до конца. Не оставляйте своего героя в подвешенном состоянии с чувством неудовлетворённости жизнью.

Когда закончите рассказ, перечитайте его. Что нового вы узнали об изменении характера вашего персонажа? Как это можно использовать в вашей собственной жизни?

В заключение хочу сказать следующее. На тренингах, когда я даю похожие упражнения, я часто слышу такие слова участников: «Можно, мы не будем писать (говорить, слушать и т.д.) Мы и так всё знаем».Такой подход не работает! Если для вас действительно важно что-то изменить в своей жизни, упражнения надо делать с начала и до конца так, как это рекомендовано, т.е. в нашем случае в письменном (или звуковом) виде. Как как-то сказал один мой коллега, «знания без навыков – утешительный приз для дураков; не рассказывай мне о том, что ты знаешь, а покажи, что ты умеешь!»

Приятной, познавательной и продуктивной практики!

Комментарии

символов осталось

You must be logged in to post a comment.