СОСТОЯНИЕ ПОТОКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Последнее время в прессе можно всё чаще встретить статьи, посвященные так называемому чувству нахождения в потоке. Поток – это состояние, когда время исчезает, человек теряет ощущение самого себя, а фокус внимания направлен только на выполнение стоящей задачи. Человек остаётся со своим занятием один на один и переживает при этом ощущение счастья.

Автором теории потока является американский психолог венгерского происхождения, основатель так называемой позитивной психологии ныне здравствующий Михай Чиксентмихайи.

Я приглашаю вас разобраться в том, как можно научиться быть счастливым, используя состояние потока.

Для того чтобы входить в состояние потока, необходимы три основных составляющих.

Соответствующий опыт

Ваш опыт (навыки) должен соответствовать вызову, который вам бросает стоящая перед вами задача (опыт игры на скрипке не поможет вам посадить самолёт).

Обычно этот опыт хранится в скрытых (имплицитных) отделах памяти и доведён до автоматизма. Википедия определяет имплицитную память, как «тип памяти, который обеспечивает использование информации, полученной на основе неосознаваемого прошлого опыта». Иногда её ещё называют «мышечной памятью». Мне очень понравилось, как о мышечной памяти говорит руководитель Международного Эриксоновского Университета Коучинга доктор психологии Мерилин Аткинсон. Она приглашает своих студентов учиться «запоминать костями»! Очень точно сказано.

Итак, обычно к имплицитной памяти нет прямого сознательного доступа и этот опыт невозможно описать словами, однако его можно физически использовать, даже не задумываясь об этом (катание на велосипеде, игра на музыкальном инструменте и пр.).

В противоположность скрытой (имплицитной) памяти, явная (эксплицитная) память доступна для осознания, например, вы можете легко вспоминать названия океанов, элементы таблицы периодической системы Менделеева и пр.

Приведу простой пример использования имплицитной памяти. Шестилетний ребёнок говорит на родном языке, при этом он говорит быстро, правильно строит фразы и не задумывается над словами.

А теперь пример использования эксплицитной памяти. Взрослый учит иностранный язык. Он постоянно задумывается, говорит медленно, ищет (подбирает) правильные слова, делает ошибки и т.д.

Постепенно по мере практики информация из эксплицитной памяти переходит в имплицитную. Опытному музыканту не надо вспоминать, что делать, чтобы перейти из Ре-минора в Си-минор. Он делает это автоматически.

Развитие имплицитной памяти требует времени, практики и приверженности. Научные исследования показывают, что процесс формирования мастерства занимает до 10 лет. Впервые это «правило 10-и лет» сформулировали Уильям Чейз и Нобелевский лауреат Герберт Саймон в своём знаменитом исследовании формирования мастерства у шахматистов. Опытным путём они установили, что для того, чтобы новичок стал мастером, необходимо 10 лет упорного труда. Например, Бобби Фишер стал гроссмейстером в 16 лет, однако в шахматы он начал играть в 6. Прошло как раз 10 лет, чтобы он поднялся по ступенькам мастерства.

После Чейза и Саймона многие учёные находили доказательства справедливости «правила 10-и лет» в абсолютно различных областях человеческой деятельности. Было даже доказано, что «Битлз» стали теми самыми «Битлз» только после того, как Леннон и МакКартни играли вместе 10 лет (Джефф Колвин «Выдающиеся результаты – талант ни при чём!»). Подтверждения «правила 10-и лет» можно также найти в книге Ховарда Гарднера «Креативные умы», где он пишет об Эйнштейне, Пикассо, Эллиоте и других гениях.

При этом стоит сделать важную оговорку. Для того чтобы войти в состояние потока, совсем необязательно предварительно практиковаться 10 лет (они нужны в первую очередь для достижения высокого уровня мастерства). Известны случаи, когда люди начинали делать что-то утром (например, рисовать) и, войдя в состояние потока, заканчивали вечером, даже не заметив, что пролетел целый день. Однако при этом, без сомнения, определённый устоявшийся навык в рисовании у них уже был.

Есть ещё один аспект. Если вы уже имеете определённый навыковый уровень в каком-либо занятии, вы можете оценивать, насколько правильно вы это делаете. Это важно, потому что для эффективного продолжения занятия вам необходима постоянная обратная связь. Иногда она приходит в виде внутреннего ощущения (например, когда вы пишите статью), а иногда в виде внешних факторов (количество выигранных очков в теннисе, благозвучие во время джазовой jam-session и т.д.).

Чаще всего в состоянии потока такая обратная связь приходит всё же в большей степени изнутри, когда вы просто знаете, что работа выполняется хорошо. Это очень важно, потому что когда вы чувствуете, что всё идёт, как надо, это мотивирует на продолжение.

Внутренняя мотивация

Кроме скрытых навыков для достижения состояния потока необходима внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация – это когда в результате какой-либо деятельности вы получаете определённое внутреннее вознаграждение в виде приятных ощущений, а не внешнее, такое как слава, деньги, возможность не попасть в тюрьму :) и пр. Ваша деятельность становится «самоцеленаправленной», когда цель действия – само действие.

Как усилить эту внутреннюю мотивацию? Есть два основных пути:
• больше времени уделять деятельности, которая доставляет вам реальное удовольствие,
• усилить мотивационную составляющую того, чем вы уже занимаетесь, например, расширив список людей, которые выиграют от результатов вашего труда и «увидев» в их глазах благодарность.

Ещё один аспект внутренней мотивации – найти вид деятельности, который вызывает оптимальный эмоциональный подъём. Если вызов чрезмерно серьёзный – вы будете ощущать слишком высокий подъём отрицательных эмоций (беспокойство, разочарование). Если низкий – скуку. Когда задача кажется слишком простой, усложните её:
• создайте временные границы (определите deadline); в этом случае считайте ваш забег на перегонки со временем как вызов, а не как каторжный труд,
• повысьте ценность задачи (представьте, визуализируйте и т.д.); чем выше ценность, тем активнее вы будете погружаться в работу.

Если происходит обратное, т.е. задача кажется слишком сложной для вашего уровня, постарайтесь снизить её значимость на один градус. Это позволит вам избежать беспокойства и ощущения, что она вас раздавит:
• разбейте задачу на небольшие лёгкие подзадачи — работать с небольшими частями значительно проще, чем упираться лбом в целое,
• повысьте вашу квалификацию или увеличьте количество имеющихся в наличии ресурсов.

Импровизация

Кроме вышеизложенного в состоянии потока важна импровизация. Импровизация – это серия спонтанных (без предварительной подготовки) последовательных ответов на внешние или внутренние стимулы. Следует отметить, что импровизация ограничена определёнными рамками.

Пример – джаз. Каждая импровизация не только ограничена 12 возможными нотами, а также музыкальным размером (размером такта), но и последней нотой, сыгранной перед импровизацией (даже если есть выбор последовательности нот, в джазе всё равно существуют определённые правила). Каждая нота или последовательность нот сама по себе не является импровизацией. Импровизацией является способ объединения последовательностей между собой.

И хотя импровизация обычно ассоциируется с искусством, она может происходить в любой области человеческой деятельности. Когда импровизация начинается, она идёт потоком из скрытых (имплицитных) отделов памяти как серия действий, предпринятых «без задержки, осмысления, волевого решения или явного контроля в ответ на стимул». Это определение слова «импульсивно». Фактически импровизация – это возможность отвечать на стимулы «тренированной импульсивностью».

В противовес психопатическому импульсивному поведению, импровизация в состоянии потока не является беспорядочной. Она основана на ограниченном количестве возможных ответов в форме уже существующих поведенческих программ вашей имплицитной памяти.

Ещё раз – в ответ на вызов в области, где вы являетесь экспертом, вы импульсивно и автоматически используете одну из уже существующих в скрытой памяти поведенческих программ. Вы не можете импровизировать в области, к которой не являетесь экспертом.

Чтобы научиться легко входить в состояние потока, необходимо тренировать искусство импровизации. Начинать можно с самого простого упражнения, например, игры в Тетрис. Играть в эту игру на высоких уровнях невозможно без выключения механизма принятия осознанных решений. При этом увлекаться видеоиграми не следует. Можно упражняться в импровизации и другими способами.

Таким образом, мы установили, что состояния потока можно достичь, если:
- у нас есть определённые закреплённые в скрытой (имплицитной) памяти навыки, соответствующие поставленной задаче,
- есть внутренняя мотивация и оптимальный эмоциональный уровень,
- мы умеем импровизировать и отпустить или выключить мысленный контроль.

Тренируясь, можно научиться специально (осознанно) входить в состояние потока и … быть счасливым!

Больше о Михае Чиксентмихайи можно узнать, посмотрев ролик http://www.youtube.com/watch?v=nVm0WjKsjcs

Комментарии

символов осталось

You must be logged in to post a comment.